На выставке «Василий Поленов»в Москве представлены картины из Ульяновска.

В столице открылась выставка, посвященная 175-летию одного из крупнейших художников эпохи расцвета русского искусства – последней трети XIX и первых десятилетий XX века.

На выставке представлены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний, в том числе две картины из коллекции Ульяновского областного художественного музея. Эти работы занимают важное место в масштабной экспозиции, развернувшейся в залах Новой Третьяковки на Крымском валу.

Архитектурная композиция «Храм Юпитера в Баальбеке» (1882) размещена в разделе «Первое путешествие». В это время Поленов продолжал поиски материалов для своей картины «Христос и грешница», над замыслом которой он работал с 1872 года. Художник изъездил те места, где, согласно Библии, прошел Иисус Христос, посетил Сирию, Египет, Палестину. На территории, которая сегодня принадлежит Ливану, он запечатлел величественные руины храма Юпитера в Баальбеке, одного из самых грандиозных сооружений на планете. Заложенный в конце последнего столетия до новой эры, храм был достроен римлянами в 60-е годы новой эры.

Удивительная красота и умиротворенность пейзажа, безмятежная синева пространства Генисаретского озера надолго останавливают зрителей. Они не видят лица Сына человеческого, но чувствуют его присутствие. Глубокое чувство гармонического сосуществования мира природы и людей выражено художником с помощью совершенных живописных средств.

Само название картины отсылает нас к евангельскому тексту: «И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Евангелие от Матфея, 4:13). Поленов писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа». Эту любовь художник в полной мере выразил в своих творениях.

«Если бы я не стал художником, то композитором – обязательно», – говорил Поленов. Музыка его живописи – в каждом полотне, начиная с дипломного «Воскрешения дочери Иаира». Ровесник и однокурсник Репина. По окончании Академии художеств они вместе отправились в наградную поездку в Париж. Но если Репину досталась страсть, то Поленову – гармония.

Василий Дмитриевич происходил из очень известной аристократической семьи, его прадедом был знаменитый архитектор Николай Львов, построивший Торжок, дедом – генерал, герой войны 1812 года. Творчество отличают особенные благородство и артистизм. И он сам был невероятно артистичным. Страсть к театру спасла в революцию. 1917 год аристократ встретил в своем «поместьице», где придумывал для окрестных детей световой театр-диораму «Путешествие вокруг света». Революционно настроенные мужики не решились жечь усадьбу, где делали костюмы для их деревенских театров. А потом и вовсе выдали индульгенцию – «пусть Поленовы здесь живут, они ничего плохого нам не сделали».

Другое произведение из Ульяновска «Поселился в Капернауме Приморском» («Палестинский этюд») оказалось в центре экспозиции, где собраны картины цикла «Из жизни Христа». Над последним художник работал в 1890-1900-е годы.

Официальный живописец ставки цесаревича на русско-турецкой войне и один из первых народных художников Советской России – такая большая жизнь и такая простая и чистая идея.

Художник, архитектор, композитор – поистине универсальный талант Поленова подарил миру еще и блистательных учеников: Коровина, Левитана. Василий Дмитриевич говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Валентин ЛИСТОВСКИЙ.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх